Русский язык

Урок русского языка в 7 классе

Тема: Образование действительных причастий настоящего времени

Цели урока:

-познакомить учащихся с условиями образования действительных причастий настоящего времени;

-отработать навыки написания гласных в суффиксах причастий;

-отработать умения распознавать действительные причастия настоящего времени по суффиксу, соблюдать орфоэпические нормы при произношении причастий;

-закрепить навыки постановки знаков препинания в предложениях с причастным оборотом;

- развивать творческие способности учащихся;

-воспитывать любознательность, культуру умственного труда;

-формировать самостоятельность мышления, навыки самоконтроля

 

Методы обучения: репродуктивный, поисковый, творческий

Формы деятельности учащихся: индивидуальная, коллективная

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: компьютерная презентация «Образование действительных причастий настоящего времени», доска, карточки с тестом для учащихся

Эпиграф:

Причастия…обыкновенно избегают в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту…, мы говорим, которая скачет, заменяя краткость причастия вялым оборотом.

А.С.Пушкин

Ход урока

 

  1. Организационная часть. Создание мотивации учебной деятельности.

Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости. Я рада новой встрече с вами. Сегодня на уроке мы вновь поплывём на корабле знаний в удивительный мир русского языка. Уже несколько уроков мы пребываем на острове «Причастие». И для того чтобы плыть дальше, предлагаю вам вспомнить и повторить, что мы уже знаем об этой удивительной особой форме глагола. Откройте тетради и запишите дату, классная работа.

     2. Проверка домашнего задания

     3 .Актуализация знаний.

 

Давайте обратимся к эпиграфу. Объясните слова поэта.

(В разговорной речи мы редко употребляем причастия, заменяем их сложноподчинёнными предложениями). Может быть, поэтому изучение этой темы вызывает у учащихся затруднения.

 

В эпиграфе отметьте причастный оборот и определяемое слово. Объясните постановку знаков препинания в данной синтаксической  конструкции.

 ( Стоит после определяемого слова)

Из данного предложения выпишите причастие, определите признаки глагола и прилагательного.

(Скачущая - скакать, несов. вид, наст. время, неперех., 1 спр., невозвр., ж.род, ед.ч, И.П )

Теоретическая разминка « Верно ли утверждение?»

- Действительные причастия обозначают признак предмета, над которым произведено или производится действие. / Нет/

- Действительные причастия имеют краткие формы. / Нет /

- Действительные причастия имеют формообразовательные суффиксы -ущ-  ющ-), -ащ- (-ящ-), -вш-, -ш-./ Да /

-Действительные причастия обозначают признак предмета, который сам производит действие. / Да /

Игра «Кто быстрее?» Узнайте причастия, выпишите их:

Красный, краснеет, краснеющий, красноватый, спящий, мельчайший, окружённый,  каменный,  бегущий, стеклянный, связанный.

Дополнительное задание: назовите действительные причастия

 

4.Объявление темы и целей урока

Как вы заметили, сегодня на уроке мы неоднократно упоминали действительные причастия, а это значит, что новая тема тесно связана именно с ними. Итак, запишите в тетрадях «Образование действительных причастий настоящего времени».

Давайте все вместе сформулируем цель урока: узнать, как образуются действительные причастия настоящего времени.

 

5.Изучение нового материала.  Исследовательская работа /смотри приложение/

6.Лингвистическая физкультминутка

Закройте, пожалуйста, глаза. Попытайтесь увидеть то, что услышали.

Шепчущиеся кусты пожелтевшего орешника махали нам тонкими ветками, раскачивающимися на осеннем ветру.

Что увидели, почувствовали? Что помогло справиться с задачей? / Образные средства художественной выразительности: эпитеты и метафоры/

Н.В.Гоголь, творчество которого мы сейчас изучаем на уроках литературы, часто использовал причастия в своих произведениях. Он писал: «Причастие, обладающее энергией глагола и живописной силой прилагательного, «дорисовывает», «живописует» действие, придавая тексту особую выразительность»

7. Работа с учебным пособием Выполнение тренировочных упражнений.

 

 

 

8. Творческая работа

Следующее задание мы отправляемся выполнять в творческую мастерскую осени.  Вы получите «осенние» тексты (Смотри приложение 2).Работать будете в парах. Добавьте в тексты действительные причастия настоящего времени, измените тексты по своему усмотрению. (1-й и 2-й уровни), составьте свой осенний текст (3-й уровень). Сопровождать вас будет видеоролик «Краски осени»

Чтение текстов

9.Подведение итогов урока

Итак, сегодня на уроке вы хорошо потрудились, познакомились с новым материалом. Давайте ещё раз вспомним алгоритм образования действительных причастий настоящего времен. Учащиеся, опираясь на правило, озвучивают условия образования данной категории причастий.

10. Домашнее задание (дифференцированное)

11. Рефлексия «Незаконченное предложение»

Закончите предложение:

- Интересно было узнать, что…

12. Выставление и комментирование отметок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Цель исследования: выяснить, от основ каких глаголов и при помощи каких суффиксов образуются действительные причастия настоящего времени. Результаты исследования записать в таблицу.

Образование действительных причастий настоящего времени

 

 

Глаголы переходные и непереходные

Суффиксы

 

 

Пример

 

 

 

 

 

 

вид

 

спряжение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполните задания:

1.Прочитайте глаголы и образованные от них действительные причастия настоящего времени. Определите вид и спряжение глагола. Выделите суффиксы причастий.

Читать (               )  читающий

 

Дышать (              ) дышащий

 

Красить (               ) красящий

 

Улыбаться (             )улыбающийся

 

Приехать (               )

2. От какого глагола не удалось образовать причастие? Какого вида данный глагол? Какого вида все остальные?Запиши в таблицу.

  1. При помощи каких суффиксов образуются причастия от глаголов 1 спряжения? Запиши в таблицу.

4. При помощи каких суффиксов образуются причастия от глаголов 2 спряжения? Запиши в таблицу.

5. Опираясь на таблицу, сформулируйте правило образования действительных причастий настоящего времени.

6. Дополните таблицу своими примерами.

 

 

Приложение 2

                     Короткие рассказы об осени

 

  1. Сделайте текст более выразительным, используя действительные причастия настоящего времени.

 

Красив и печален… лес в ранние осенние дни. На золотом фоне… листвы выделяются яркие пятна красно-жёлтых клёнов и осин. Медленно … в воздухе падают с берёз лёгкие, невесомые … листья. От дерева к дереву протянулись тонкие нити... лёгкой паутины. Ещё …можно увидеть поздние осенние цветы.

                                                                         И.Соколов-Микитов

 

  1. Сделайте текст болеевыразительным, используя действительные причастия настоящего времени.

 

В осенние дни слышали ребята, как прощались с милой родиной … журавли, … с собой лето. Всё реже, всё скупее греет … солнышко.Скоро, скороначнутся … морозы. До самой весны застынет…земля-матушка.

И.Соколов-Микитов

 

 

3.     Сделайте текст более выразительным, используя действительные причастия настоящего времени.

 

Тихо в осеннем … лесу. Лишь шелестит под ногами … листва. Иногда посвистывает …рябчик. И от этого … тишина ещё слышнее. Легко дышится в … осеннем лесу. И долго не хочется уходить из него.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

На данной шкале отметьте гласные, которые нужно вставить в причастие

 

1 жал..щие пчёлы               2. скач..щие всадники

3. се..щий зерно                     4. мел..щий муку

5. гон..щий зайца                   6. вар..щийся борщ

7. ла..щая собака                    8. дыш..щий ровно

1          2        3         4         5         6         7         8          9          10

9. вер..щий людям                 10.мо..щее средство