Тема урока: Полоцкое княжество в 9-11 веках
Цели:
1)Изучить причины соперничества Полоцка, Новгорода и Киева в 9-11 веках.
2)Развивать умение учащихся находить изучаемые объекты на исторической карте, умение работать и историческим и раздаточным материалом.
3)Прививать интерес к истории своей Родины. Воспитывать внимательность, умение выслушать товарища.
Ход урока.
IОрганизационный момент.
-Добрый день, ребята! Давайте улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением начнём сегодняшний урок!
IIМотивационный этап.
IIIОпрос домашнего задания.
Вопросы:
1)На какие ветви делились славяне?
2)Какую роль играла в восточнославянском обществе верховная власть?
3)Когда возникло Древнерусское государство? Какое ещё оно имело название?
4) В каких отношениях с Древнерусским государством состояли дреговичи, радимичи и кривичи?
5) Вспомните, кто был первым полоцким князем? Какова судьба его дочери Рогнеды?
6) Перечислите характерные черты Древнерусской народности.
3 ученика отвечают по карточкам
Задания на 5 баллов
1.Какие народы относятся к восточным славянам?
А) македонцы, Б)русские, В)поляки, Г)украинцы, Д)чехи
2. Назовите главный город Древнерусского государства __________________________
3.Как назывался главный город кривичей-полочан?
А) Туров, Б) Менск, В) Полоцк, Г) Чернигов
4.988г.-____________________________________
5.Заполни пропуск Рогнеда+Владимир=_____________________
IVАктуализация знаний.
VИзучение нового материала.
-Итак, тема нашего урока «Полоцкое княжество в IX-XI вв.» Записываем тему урока в тетрадь.
-Впервые упоминается Полоцк в древней летописи «Повесть временных лет» в 862 г. как столица крупного княжества. Запишите эту дату в тетрадь.
Обратите внимание на план средневекового города Полоцка. Город был основан на месте впадения реки Полоты в Западную Двину. Почему этот город называется Полоцк? (от р.Полота, в устье которой он возник)( Карта)
-Как вы думаете, насколько выгодным было месторасположение Полоцка? Чему это способствовало?
-Место его расположения было удобным для ведения торговли. Город лежал на важном торговом пути «из варяг в греки», который соединял Запад с Востоком, Балтийское море и Чёрное море.(Карта.)
- Свидетельством торговых связей являются многочисленные клады арабских и европейских монет.
-В скором времени Полоцк стал центром Полоцкого княжества. А летописях Полоцкое княжество называется «землёй».
-В 1003 г. княжить в Полоцкой земле начал сын Изяслава Брячислав. Изяслав, напоминаю вам, был сыном Рогнеды и Владимира.
Записываем в тетрадь года правления Брячислава – 1003-1044гг.
Брячислав вступает в борьбу с Новгородом. В 1021 г. князь со своим войском напал на Новгород, захватил большую добычу и много пленных. В борьбу на стороне Новгорода вступил великий князь киевский Ярослав Мудрый, который приходился дядей полоцкому князю.( стр. 82, п. 2 Найдите в тексте информацию о том, чем закончилась борьба за волоки ?)Записываем эту дату в тетради.
Работа с иллюстрацией «волоки» на слайде:
-что изображено на рисунке?
-легко ли , по вашему мнению, было тащить корабли?
-Самое почетное место в полоцкой истории по праву принадлежит сыну Брячислава – Всеславу, которого прозвали Чародеем. Годы его правления 1044 – 1101гг записываем в тетрадь. О нём нам приготовила сообщение учащаяся нашего класса.( Учащаяся рассказывает сообщение)
VIФизкультминутка
- Самостоятельно прочитайте п.4 вашего параграфа и ответьте на вопросы:
1)почему обострились отношения между Киевом и Полоцком?
2)что произошло 3 марта 1067 г.?(записать дату в тетрадь)
3)как Всеславу удалось стать киевским князем?
- В период княжения Всеслава Полоцкое княжество достигло наивысшего расцвета.В столице княжества Полоцке князь построил новый мощный замок и величественный Софийский собор.
Во время княжения Всеслава успешно развивались ремесло и торговля. Своим потомкам князь оставлял Полоцкую землю не опустошенной и разграбленной, а могущественной и процветающей. История Полоцкой земли — это наиважнейшая героическая страница истории Беларуси.
Память о Всеславе увековечена в памятнике в г. Полоцке и серебряной монете Национального Банка РБ.
VIIРефлексия. Гора достижений.
VIIIИтоги.