Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Брестского райисполкома
Государственное учреждение образования
Средняя школа д. Новые Лыщицы
Накануне олимпиады, экзаменов, ЦТ учащиеся всегда испытывают волнение, которое является защитной реакцией организма на стрессовую ситуацию. Главный фактор, провоцирующий развитие стресса, это отрицательные переживания. Степень выраженности тревожных состояний может быть различной и зависит, в первую очередь, от индивидуальных и личностных особенностей человека. В одних случаях тревога может активизировать деятельность ученика, в других – дезорганизовывать.
1.Определить уровень стресса (при стрессе, как правило, проявляются следующие признаки: сильное беспокойство, учащенное сердцебиение, раздражительность, чувство сильной усталости, потеря аппетита, неспособность расслабиться и пр. Ученик чувствует, что не может контролировать ситуацию и справиться с проблемой, сильное волнение блокирует интеллектуальную деятельность, ухудшает память, вызывает негативные переживания).
3 Расслабление напряженных мышц плеч и лица (поднять плечи, сбросить весь «груз» вниз и постараться расслабиться; зажмурьте глаза и расслабьтесь; постарайтесь как можно выше поднять брови, а потом расслабьтесь; можно сжать кисти рук в кулаки настолько сильно, насколько это возможно, затем расслабить руки). Упражнения, основанные на чередовании напряжения и расслабления, снимают сильное напряжение в течение короткого времени.
Накануне экзамена
В первую очередь очень важно предоставить организму полноценный сон. Помнить, что недосыпание значительно снижает умственную работоспособность, затормаживает процессы воспроизведения, обработки информации. Особенно чревата негативными последствиями подготовка ночью. Известно, что недостаток сна либо его избыток приводят к заторможенности и замедленности реакций. Гормон мелатонин, который вырабатывается ночью, напрямую влияет на качество сна и снижение стресса, позволяя организму полностью восстановиться. Следовательно, можно сделать вывод о важности полноценного сна и необходимости ночного сна в привычном режиме.
Настроить себя на успех: «У меня все получится, я все вспомню».
Заранее продумать свой гардероб, чтобы не пришлось расходовать время и энергию на выбор одежды. Лучше надеть «счастливую одежду» или взять на экзамен «счастливую ручку», то есть предметы, с которыми учащиеся уже переживали ситуацию успеха. В момент волнения эти символы будут давать дополнительный ресурс.
Не принимать успокоительные средства. Влияние лекарственных средств может оказать обратный эффект на организм, сильно затормозить состояние нервной системы, поэтому не стоит рисковать. Реакция на один и тот же препарат у каждого человека абсолютно разная.
В день экзамена
Перед экзаменом следует выпить несколько глотков чистой воды, так как во время стресса при недостатке воды происходит снижение скорости нервных процессов. Нежелательно пить сладкую газированную воду, чай, кофе, потому что они ускоряют обезвоживание организма.
Не приходить задолго до начала экзамена, так как можно перенервничать. Лучше всего приходить за полчаса, это позволит адаптироваться к ситуации.
На экзамене очень важно выглядеть уверенным в себе, даже, если это не так. Уверенный вид учащегося производит хорошее впечатление на экзаменатора.
В случае возникновения трудной ситуации на устном экзамене
Если нет ответа на вопрос, необходимо записывать всю информацию, какую только можно вспомнить из любых источников: телепередачи, разговора с родителями или друзьями и др., главное – не паниковать. В процессе письма обязательно придут мысли и постепенно вспомнится изученный материал. В конце подготовки желательно составить план ответа, изложить четко и логично текст.
При возникновении «ступора» и невозможности вспомнить хорошо выученный учебный материал можно воспользоваться некоторыми приемами, которые помогут быстро снизить запредельный порог стрессового напряжения.
Первой помощью при остром стрессе на экзамене являются:
Эти несложные упражнения помогут в экстремальной ситуации снизить высокое стрессовое напряжение и продолжить прерванную работу.
Советы детям - чего нельзя делать категорически:
Чтобы избежать опасности в лифте:
А если всё-таки вырваться не удалось, надо действовать по обстоятельствам:
Правила поведения в автомобиле.
Машина - это не только средство передвижения, она также может стать орудием преступника. И взрослым и детям надо чётко знать, что садиться в чужую машину нельзя, даже если за рулём или в салоне сидит женщина.
Чтобы не стать жертвой, оказавшись в чужом автомобиле надо выполнять:
Если к ребенку пристаёт незнакомец или даже знакомый человек:
Хочешь ты этого или нет, но именно школе тебе придётся посвятить около 11 лет жизни. Эти годы могут стать для тебя порой открытий, а могут и превратиться в тяжкое бремя. Во многом это будет зависеть от твоего отношения к учёбе.
Положительная сторона учёбы в школе заключается в том, что ты начинаешь видеть свои сильные и слабые стороны. «Школа научила меня правильно относиться к неудачам» – делится одна ученица. Раньше у нее была склонность винить в своих неудачах кого угодно, только не себя. А кому то принесли пользу строгие школьные порядки. Да, нередко истинная причина неуспеваемости – обычная лень. По словам отстающих учеников «их неуспеваемость по причинам от них не зависящих: слишком трудные задания на контрольных, придирчивость учителей, невезение, судьба, погода». Те же, кто учится хорошо, относятся к учёбе ответственно. В чём же секрет их успехов? Один ученик ответил, что ему «помогает личное желание учиться». Другой указал на «организованность и хороший распорядок дел». Третий сказал, что «необходимо ставить перед собой конкретные цели». Да, твоя успеваемость в большей мере зависит не от посторонних причин, а от самого ТЕБЯ – от твоего желания учиться и добросовестного отношения к занятиям. «Но я, же занимаюсь!» Именно так говорят некоторые подростки. Возможно, ты тоже обнаружишь, что не настолько усерден в учёбе, как думаешь, и с этим необходимо что-то делать. Из опроса 770 учеников, отстающие ученики считали себя такими же усердными. Как успевающие. Исследования показало, что эти ученики занимаются намного меньше своих одноклассников с высокой успеваемостью. Какой из этого можно сделать вывод? В одной статье говорилось, что, если ученик будет «отводить на выполнение домашнего задания больше времени, у него повысится успеваемость», «если не очень способный ученик выделит на уроки от одного до трёх часов в неделю, он будет получать такие же оценки как ученик со средними способностями». Стоит ли тогда удивляться, что учитель уделяет гораздо больше внимания прилежным, внимательным и послушным ученикам? Может, неплохо было бы самому стать более усердным в учёбе? Возможно, тебе придётся держать себя в «ежовых рукавицах», особенно если часто отвлекаться от выполнения домашнего задания на просмотр телепередач или на что-нибудь ещё. К сожалению, включая радио, это как правило, мешает сосредоточиться: то же относится к разговорам по телефону или гостям. Относить к выполнению домашних заданий как к работе, регулярные занятия войдут в привычку,… и появится больше желания учиться. Не забывай устраивать между предметами короткие перерывы, особенно если задание большое.
Психолог школы: Петрушко И.В.
Памятка «Садимся за уроки»
1. Проветри комнату. Рабочее место должно быть достаточно освещено. Работай за столом, который соответствует твоему росту.
2.Садись за уроки всегда в одно и то же время. Приступай к выполнению домашнего задания через 1-1,5 часа после возвращения из школы. Лучше всего начинать занятия в 16 часов. 3. Создай в комнате тишину (выключи телевизор, телефон, …).
4.Проверь, на своем ли месте находится настольная лампа (дальний левый угол).
5.Уточни расписание уроков на завтра.
6. Приготовь письменные принадлежности для занятий.
7.Убери все лишнее со стола. Приступая к работе, сосредоточься, подумай, с чего начнешь.
8.Используй при подготовке специальную психологическую технику – систему распределения времени «Помидор». (25мин работа + 5мин отдых, и так четыре подхода, затем перерыв не менее 1-2 часа).