Человек и мир

Урок-турнир по курсу «Человек и мир» во 2-м классе

Тема: Звери(обобщение)

Учитель: Матвийчук Светлана Анатольевна

Цели:

-актуализировать и обобщить знания детей о зверях, их образе жизни, питании, заботе о потомстве некоторых представителей млекопитающих

-содействовать воспитанию у школьников гуманного отношения к животным

-развивать логическое мышление

-развивать творческие способности

Оборудование:

-магнитофон с записью музыки из телепередачи «В мире животных» и с записью голосов домашних зверей

-фотографии зверей и карточки с их посланиями (барсук, белка, бобёр, заяц, волк)

-карточки с заданиями для конкурсов

-шляпа для конкурса «Загадки из шляпки»

-солнышки для обозначения правильности ответов

-солнышки и тучки для рефлексии

Ход урока

(парты расставлены для работы детей в группах; дети самостоятельно распределяют роли в группах: кто вытягивает задание, кто читает группе задание, кто озвучивает ответ, кто прикрепляет солнышко за правильный ответ)

1.Орг. момент

Прозвенел уже звонок

Начинается урок

Не теряя ни минутки

Мы к уроку приступаем

С увлечением играя

Мир зверей мы открываем

2. Сообщение темы и цели урока

--Как вы догадались, тема нашего урока «Звери». Мы обобщим наши знания о зверях, выясним, кто из вас является лучшим знатоком жизни «братьев наших меньших». Итак, начинаем наш урок-турнир.

3.Основная часть

Обобщение знаний:

-каких животных мы называем зверями?

-чем они все похожи?

-как ещё иначе их называем?

--На наш адрес пришли письма. Это послания зверей. Прочитав письмо, вы должны сказать, кто является автором. (приложение 1)

(Представитель каждой команды вытягивает конверт с посланием. Ученики в группах обсуждают ответ. Учитель на доске развешивает фотографии этих зверей и сообщает детям, что каждая группа имеет соответствующее название — название животного)

 --А теперь переходим к конкурсам

1) конкурс «Звериные домики» (приложение 2)

Найти жилище своему зверю.

2) конкурс «Меню для зверей»

Выбери меню своему зверю (под какой цифрой подходит меню для данного зверя)

Учитель уточняет значение слова «меню»

3)конкурс «Чей голос»

Учащиеся слушают запись животных и угадывают, голос какого домашнего зверя звучит (свинья, кот, собака, коза,корова)

Физкультминутка

--Сейчас мы узнаем, умеете ли вы различать домашних и диких зверей. Если я называю домашнего зверя, приседают девочки, а если дикого – мальчики.

--А теперь представьте, что домашние животные первый раз отправились на прогулку в лес. В лесу нужно быть очень внимательными, чтобы сохранить свою жизнь и здоровье. Посмотрим, насколько вы внимательные.

«Тропинка» -- шагать.

«Кочка» -- присесть и накрыть голову руками.

«Солнце» -- подняться на носочки, руки вверх и расставить пальчики.

4)конкурс «Порассуждай» (приложение 4)

Решение логических задач.

5) конкурс «Кто такой» (приложение 5)

--Характеристики животных могут тонко отразить черты характера и чувства человека. Вам надо догадаться, какому зверю в народе «приписывают» данную характеристику.

6) конкурс «Загадки из шляпки» (приложение 6)

--Есть такая игра «Шляпная дискуссия». Эту игру придумали дети из Великобритании. Они объединились в организацию «Лесной народ». Игра заключается в следующем: дети пишут на бумажных листиках вопросы и складывают их в шляпу, а потом по очереди достают из шляпы листик и отвечают на вопрос.

4. Подведение итогов урока. Рефлексия.

--Вы большие молодцы. Посмотрите, сколько солнышек вы собрали для своих зверей. А чтобы вспомнить, как вы их собирали, я предлагаю вам послушать мелодию из телепередачи «В мире животных». Можно лечь на парту, закрыть глаза и вспомнить, чем занимались на уроке и что больше всего понравилось.

--Какое у вас настроение в конце урока? Покажите с помощью солнышек, тучек.

-- Я вам желаю, чтобы в вашей жизни всегда светило солнышко.

5. Д/з

--А чтобы у вас настроение ещё лучше было, я вам подготовила сюрприз — раскраски зверей. Дома вам надо будет их раскрасить и придумать или загадку, или мини-рассказ, или стихотворение про данного зверя, записать на обратной стороне раскраски.

Приложение 1

«Послание зверей»

1.Звери от врагов кто в дуплах спасается, кто прячется под снегом, кто в норах. А я ничего этого делать не умею. Врагов у меня полным-полно. И всё-таки я живу, не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Глаза у меня «косые» -- вижу ими не только вперёд и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются. Осенью я меняю шубку: вместо серой вырастает снежно-белая шерстка. Кормлюсь я по ночам – так безопаснее – ветками деревьев, корой с их стеблей. Догадались, кто я?

2.Я очень интересный зверёк. Только я умею строить на речках и ручьях плотины, прокладывать в лесу каналы и, как заправский лесоруб, валить толстые деревья, сооружать хатки для жилья. Замёрзнет пруд, а я буду сидеть в своей хатке и с удовольствием грызть кору и молодые ветки деревьев. Догадались, кто я?

3.Я очень симпатичный зверёк. У меня короткие ноги, белая мордочка, а на ней две чёрные полоски. А ещё я – самое чистоплотное животное. В норке у меня всегда порядок, возле жилища даже есть специальные ямки для туалета, есть место, где я вместе с детёнышами принимаю солнечные ванны. Не люблю лису за то, что она неряха. Осенью отъедаюсь и делаю запасы на зиму. Сплю очень чутко, проснусь, поем и снова засыпаю. Кто я?

4.Я красивый пушистый зверёк. Меня  знают все! Я строю круглое, шарообразное гнездо, летом выращиваю своих детёнышей. У меня одновременно рождается 9-12 детёнышей. Люблю полакомиться яйцами птиц и птенцами. Заготавливаю корм на зиму: орехи, грибы. Я очень хорошо умею прыгать. А помогает мне в этом хвост, играющий роль руля. Догадались, кто я?

5.Я сильный, выносливый, сообразительный хищник. У меня прекрасное зрение, тонкий слух, удивительное чутьё. Летом я живу парой, а зимой мы собираемся в стаи. В стае царит железная дисциплина – все подчиняются вожаку. Моё жилище – логово. А ещё говорят, что меня ноги кормят. Догадались, кто я?

Приложение 2

«Звериные домики»

Белка, волк, медведь, лиса, заяц.

Нора, гнездо-гайно, логово, берлога, под кустом.

Приложение 3

«Меню для зверей»

Лось, медведь, волк, бобр, ёж.

- ягоды малины, мёд в сотах, улитка, рыба, овёс

-веточки осины, берёзы

-лесная мышь, гадюка, жук, улитка

-тетерев, заяц

Приложение 4

«Порассуждай»

- Что случиться, если ежи не будут жить в садах и полях?

- Почему весной и в начале лета нельзя бегать по лесу, шуметь?

- Для чего зверям нужны растения?

- Почему хищники полезные звери?

- Почему нельзя приносить домой зверей из леса?

Приложение5

«Кто какой?»

Трусливый, как…

Хитрый, как…

Голодный, как…

Упрямый, как…

Косолапый, как…

Приложение 6

«Загадки из шляпки»

1.-Прикинулся бы он козой, да хвостик не такой.

-Как его не корми, он всё в лес глядит.

-Его ноги кормят.

2.-Она гложет, что может.

-Грозит она кошке, да из норы.

-Надулся, как она на крупу.

3.-Лапки её мягки, да когти остры.

-Чует она, чьё мясо съела.

-Доброе слово и ей приятно.

4.-Он неуклюж, да дюж.

-С ним дружись, а за топор держись.

-Два их в одной берлоге не уживутся.

5.-У неё молоко на языке.

-У хорошей доярки она маслом доится.

-Она черна, да молоко у неё белое.