Общая информация о централизованном экзамене (ЦЭ)
Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 11 июля 2022 г. № 184 «Об аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования» утверждены:
- Правила проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования.
- Инструкция по организации и проведению централизованного экзамена.
ЦЭ проводится в единые сроки, ежегодно устанавливаемые Министерством образования в соответствии с частью второй пункта 4 статьи 161 Кодекса Республики Беларусь об образовании, с использованием единых экзаменационных работ и бланков ответов (далее, если не установлено иное, – экзаменационные материалы).
Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 23 августа 2022 г. № 278 установлено, что в 2022/2023 учебном году по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования итоговые испытания для учащихся проводятся в виде централизованного экзамена в письменной форме:
- по учебному предмету «Русский язык» или «Белорусский язык» (по выбору учащегося) в основные сроки 14 мая 2023 года (воскресенье),
- по одному из учебных предметов по выбору учащегося («Физика», «Математика», «Химия», «Биология», «Иностранный язык (английский, немецкий, испанский, французский, китайский), «История Беларуси», «Всемирная история» (новейшее время), «География», «Обществоведение») в основные сроки 21 мая 2023 года (воскресенье).
Методическое и организационное обеспечение проведения ЦЭ осуществляет учреждение образования «Республиканский институт контроля знаний» (далее – РИКЗ).
Для проведения ЦЭ проделана масштабная подготовительная работа.
Внесены изменения в тестовые задания. Уменьшено количество заданий по большинству учебных предметов. В тестах не используются задания повышенного пятого уровня сложности. Используются задания только 4-х уровней сложности с увеличением до 75% количества заданий 1-3 уровней сложности. Увеличена часть «В» до 20-22 заданий, а также произведено уменьшение части «А». Тест сформирован на основе заданий базового уровня освоения учебных программ по учебным предметам.
Приказом Министерства образования утвержден состав контрольной группы экспертов для проведения экспертизы экзаменационных заданий, которые подтвердили их соответствие базовому уровню программы.
Отвечая на вопрос о необходимости изменения подходов к итоговой аттестации 11-классников, аргументы для изменения итоговой аттестации очевидны:
– уменьшение нагрузки на учащихся (было 4 экзамена – стало 2);
– совмещение выпускной и вступительной кампании (результаты выпускных экзаменов засчитываются при поступлении в учреждение высшего образования);
– унификация форм проведения выпускных и вступительных экзаменов (не требуется дополнительной подготовки);
– мотивированный выбор будущей профессии (на этапе выбора предмета для сдачи централизованного экзамена необходимо определиться с дальнейшим профилем обучения);
– учитель готовит одновременно к выпускным и вступительным экзаменам (не требуются дополнительные занятия с репетитором);
– повышение ответственности учителя за результаты своей работы и, как следствие, повышение качества знаний выпускников.
Дополнительно информируем о том, что Министерство образования уже разработало форму характеристики выпускника школы, она включает в себя 11 пунктов.
В характеристике будет отражен целый ряд направлений, касающихся хобби абитуриента. Отдельный пункт документа будет посвящен участию в мероприятиях патриотической и трудовой направленности, участие ребенка в общественных молодежных объединениях, зарегистрированных в Республике Беларусь в установленном порядке.
Характеристика выпускника школы будет подаваться вместе с заявлением о поступлении в вуз, то есть она войдет в комплект документов, необходимых при поступлении.