Помощь родителей при подготовке детей к экзаменам
Для тревожащихся детей особенно важно ощущение стабильности и надежности в положительном к ним отношении. Этим детям важно знать, что их любят безо всяких условий. Ведь если самооценка ребенка сильно зависит от оценки его результата, то любая ситуация презентации своих знаний становится для него тревожащей.
Самооценку ребенка можно повышать похвалой. Но похвала должна быть искренней, конкретной и соответствовать усилиям ребенка. Причем хвалить можно не только за результат, но и за приложенные усилия.
Важно не предъявлять ребенку завышенных требований. Особенно, если ребенку с трудом дается какой-то предмет.
Лучше лишний раз помочь, оказать моральную поддержку, заметить даже небольшие достижения.
Не унижайте ребенка, демонстрируйте уважение к нему. Ведь унижение разрушает самооценку ребенка и тем самым усиливает непродуктивную тревожность.
В случае неудачи не подчеркивайте никчемность ребенка.
Не высмеивайте страхи ребенка, не говорите, что «это все - ерунда», так как ребенок может почувствовать, что его чувства не понимаются и не принимаются.
Помогайте ребенку выработать конструктивное отношение к симптомам тревоги. Например, их можно интерпретировать, сравнив с предстартовым состоянием у спортсмена, которое нормально, естественно и подготавливает организм к соревнованиям.
Ребенку будет очень полезен рассказ о вашем собственном опыте преодоления страха, тревоги.
Развивайте у ребенка способность спокойно принимать некоторую неопределенность в жизни и готовность предпринимать определенные действия без стопроцентной гарантии успеха, то есть готовность к определенному риску.
Развивайте у ребенка способность учиться на собственных ошибках, анализировать свои неудачи и удачи.
Важным ресурсом успешной сдачи экзаменов учащимся является психологическая поддержка родителей, так как ребенок, кроме получения отметки, постигает самую главную в жизни науку – умение не сдаваться в трудной ситуации. В первую очередь родителям не нужно ставить перед ребенком сверхзадач.
Рекомендуется:
- создать максимально комфортную обстановку, следить за соблюдением режима дня и питания;
- помочь своему ребенку наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к экзаменам;
- опираться на сильные стороны ребенка, избегать подчеркивания промахов;
- проявлять веру в ребенка, сочувствие к нему, понимать его переживания и не выступать в роли судьи;
- не повышать тревожность ребенка накануне экзаменов, не вселять свои собственные страхи – это может отрицательно сказаться на получении экзаменационного результата;
- помнить, что самое главное в ситуации экзамена – это победа ребенка над самим собой, приобретение своего собственного опыта, формирование умения преодолевать трудности и идти дальше.