Советы психолога родителям

Советы родителям

     

 

 

свернуть

Памятка для родителей «Готовим ребёнка к школе»

Памятка для родителей «Готовим ребёнка к школе»

В старшем дошкольном возрасте (5,5-7 лет) отмечается бурное развитие и перестройка всех физиологических систем организма ребенка, что свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки, связанные с систематическим школьным обучением. Формируется физиологическая готовность ребенка к обучению в школе. В этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. Закладываются основы будущей личности:

1. Формируется структура мотивов,

2. Зарождаются новые социальные потребности (уважения, признания),

3. Проявляется интерес к коллективным формам деятельности,

4. Быть первым, лучшим,

5. Ребенок усваивает систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе,

6. Период становления познавательной деятельности.

 Эти важные для дальнейшего развития изменения психики ребёнка не происходит сами по себе, а являются результатом целенаправленного педагогического воздействия, что давно замечено, т.к. называемые «неорганизованные» дети, если в семье не созданы необходимые условия, отстают в своём развитии от сверстников, посещающих детский сад. Главным условием полноценного развития в детском возрасте является целенаправленное и осознанное руководство со стороны взрослых – родителей.

 Критерии готовности детей к обучению в школе:

 1. Физиологическая – уровень физического развития

– уровень биологического развития,

– состояние здоровья.

 2. Социальная – готовность ребёнка к новым формам общения, новому отношению к

окружающему миру и самому себе. Изменения происходит за счёт накопления незначительных достижений и ребенок впервые осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди других и тем, каковы его реальные возможности и желания. Родителям нужно не «потерять» желание ребенка выполнить поручения взрослых, стать помощником в семье, иметь обязанности.

3. Психологическая – готовность к усвоению определённой части культуры, мотивационную и волевые сферы, некоторые учебные навыки и способности и др.:

– мотивы учения,

– обратное мышление,

– способность принимать учебную задачу,

– некоторые элементарные речевые, математические и учебные знания и умения,

– графический навык,

– восприимчивость к обучающей помощи.

 В начале школьного обучения успешность усвоения знаний во многом зависит от уровня развития отдельных индивидуальных качеств ребёнка. Обучение детей начинается задолго до поступления в школу и осуществляется на занятиях в д/саду, с родителями, где он постоянно узнаёт что-то новое, когда изобретение знаний становится осознаваемой целью его активности.

«Психологическая готовность» – готовность к учебной деятельности».

Родители ненавязчиво вначале в виде игры должны развивать у детей анализ геометрических фигур, т. е. сравнение и различия,

– сочинение рассказа по картинкам,

– умение пользоваться карандашами и ручкой по заданным точкам и контурам,

– способность объединять предметы и явления, выделяя их существенные признаки (овощи – ... , одежда – … и т.д.),

– обратить внимание на времена года, дни недели, время суток, деятельность человека в это время,

– математические навыки (больше, меньше, счёт…)

Но самое главное соблюдать режим дня. Дети не должны ложиться спать позднее 21 часа, т.к. во время сна восстанавливается функция всех органов, продолжительность сна 9,5ч, тогда не будет проблем в воспитании ребёнка, т.к. нервная система не должна испытывать перегрузок.

 Успехов в подготовке ребенка к школе.

                                                                        Психолог  Петрушко И.В.

свернуть

Как перестать кричать на ребенка

Рекомендации по профилактике жестокого обращения в отношении несовершеннолетних

Рекомендации по профилактике жестокого обращения в отношении несовершеннолетних.

 

  • Не стоит требовать от ребенка невозможного или трудновыполнимого. Вместо этого необходимо посмотреть, что нужно изменить в окружающей обстановке.
  • Чтобы избежать агрессивного поведения и возникновения конфликтов, необходимо соразмерять собственные ожидания с возможностями ребенка.
  • С детьми стоит разговаривать спокойно, необходимо описывать им свои чувства.
  • Ни в коем случае нельзя прибегать к крику (крик всегда раздражает и пугает детей). Крик говорит о бессилии и невозможности справиться с ситуацией (и ребенок это прекрасно осознает).
  • Нельзя унижать и обзывать ребенка.
  • Стоит научиться слушать детей, интересоваться их чувствами.
  • «Нет», значит «нет». Необходимо четко объяснить ребенку причину отказа и отстаивать свою позицию.
  • Стоит научиться говорить «нет» твердо и спокойно. Без эмоций.
  • Если ребенок пытается манипулировать, необходимо просто перестать с ним разговаривать, при этом оставаться спокойным.
  • Самое главное – терпение! Именно в терпении заключается мудрость и проявляется любовь к ребенку.

Рекомендации по профилактике жестокого обращения в отношении несовершеннолетних.

 

  • Не стоит требовать от ребенка невозможного или трудновыполнимого. Вместо этого необходимо посмотреть, что нужно изменить в окружающей обстановке.
  • Чтобы избежать агрессивного поведения и возникновения конфликтов, необходимо соразмерять собственные ожидания с возможностями ребенка.
  • С детьми стоит разговаривать спокойно, необходимо описывать им свои чувства.
  • Ни в коем случае нельзя прибегать к крику (крик всегда раздражает и пугает детей). Крик говорит о бессилии и невозможности справиться с ситуацией (и ребенок это прекрасно осознает).
  • Нельзя унижать и обзывать ребенка.
  • Стоит научиться слушать детей, интересоваться их чувствами.
  • «Нет», значит «нет». Необходимо четко объяснить ребенку причину отказа и отстаивать свою позицию.
  • Стоит научиться говорить «нет» твердо и спокойно. Без эмоций.
  • Если ребенок пытается манипулировать, необходимо просто перестать с ним разговаривать, при этом оставаться спокойным.
  • Самое главное – терпение! Именно в терпении заключается мудрость и проявляется любовь к ребенку.

 

свернуть

Домашнее насилие

ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ

Настораживаю­щие признаки

Любое проявление насилия в отноше­ниях между взрос­лыми оказывает негативные послед­ствия на детей.

Обратитесь за по­мощью как можно раньше.

Чем дольше про­должается насилие, тем более опасны его последствия.

Как действовать

Сообщите о случаях насилия, совершен­ных в отношении вас или кого-либо другого, в милицию или на местный телефон доверия.

Если вы подозре­ваете, что насилие совершается в отношении вашего ребенка, поговори­те с ним об этом.

Если необходимо, обратитесь за по­мощью к социаль­ным педагогам или психологам школы/социально- педагогического центра.

Что говорить

Детям требуется время, чтобы они смогли говорить о своих чувствах по поводу совершен­ного насилия.

Ребенок должен знать, что это не его вина и что такой вид отношений является неприемлемым.

Профилактика

Родитель, совер­шивший насилие, может проявить ответственность и обратиться за помощью, чтобы больше подобного не совершать.

Очень важно демонстрировать положительный пример для детей, чтобы они перенимали позитивный тип поведения.

  Дети, которые часто видят насилие в семье, перенимают модель поведения, основанную на применении насилия.

  Домашнее насилие может иметь для детей серьезные и долгосрочные последствия.

   Часто в ситуации домашнего насилия также имеет место и жестокое обращение ( ребенком.

  Дети часто винят самих себя в происходящей ситуации домашнего насилия.

   Злоупотребление алкоголем тесно связано с домашним насилием.

   По статистике, каждая четвертая женщина может подвергнуться домашнему насилию в тот или иной период своей жизни.

   В ситуации домашнего насилия беременные женщины оказываются наиболее уязвимыми.

Домашнее насилие является преступлением и серьезной социальной проблемой, оказывающей влияние на многие семьи. В 90% известных случаев домашнего насилия дети находились в момент совершения насилия либо в той же, либо в соседней комнате. В подавляющем большинстве случаев насилие совершается мужчинами, а жертвами становятся женщины и дети, хотя есть факты, когда жертвами становились мужчины.

 Последствия для ребенка, ставшего очевидцем ситуации насилия в семье, могут быть самые разные. Но можно с уверенностью утверждать, что дети все видят и слышат и хорошо знают о происходящем в семье.

 Дети перенимают модели поведения, которые им демонстрируют родители. Наблюдая насилие в семье, ребенок перенимает неверные модели взаимоотношений в семье и с окружающими.

 Например,

  • у ребенка может сложиться убеждение в том, что насилие - приемлемый способ решения конфликтных ситуаций;
  • ребенок учится скрывать ту или иную информацию от окружающих;
  • ребенок убеждается, что близким нельзя доверять, что дети всегда во всем виноваты, особенно, если конфликт произошел в результате спора о детях.

 Многие не могут понять, почему люди остаются или возвращаются в дом, где совершается насилие. Совокупность нескольких факторов, таких как страх, любовь, риск стать бездомным и финансовая зависимость, часто не дают им уйти, а некоторые пытаются настоять на своем и заставить уйти человека, совершающего насилие.

 Краткосрочные последствия:

 Даже непродолжительная ситуация домашнего насилия может иметь для ребенка серьезные последствия: ребенок может испытать сильный испуг, замкнуться в себе, начать мочиться в постель, он может убежать из дома, стать агрессивным, у него могут наблюдаться поведенческие проблемы, ухудшение успеваемости в школе, может снизиться концентрация внимания и развиться эмоциональная неустойчивость.

 Долгосрочные последствия:

 Чем дольше ребенок живет в ситуации насилия в семье, тем более пагубными могут быть последствия:

  • проявление неуважения к родителю, не применяющему насилие;
  • чрезмерное отождествление себя с родителем, применяющим насилие, и копирование его поведения;
  • потеря уверенности в себе, что негативно скажется на способности построения отношений в будущем;
  • потеря доверия к окружающим взрослым, что также негативно скажется в будущем на его способности строить отношения с окружающими;
  • потеря детства: ребенок вынужден выполнять такие роли в семье, которые не свойственны его возрасту;
  • проблемы в школе;
  • ребенок может убежать из дома.

Если вас беспокоит ситуация домашнего насилия, найдите человека, с которым вы мо­жете об этом поговорить.

Если вы сами склонны к агрессии и насилию, вы также можете обратиться за помощью в соответствующие учреждения и организации, чтобы прекратить свое опасное поведение.

Если вы подвергаетесь насилию - помните, что вы не одни. В Беларуси существует много организаций и специалистов, которые могут вам помочь. Вы можете сообщить о случаях домашнего насилия в территориальный центр социального обслуживания на­селения, милицию, где ваша информация послужит ценным свидетельством в будущем для предъявления обвинений лицу, совершившему насилие.

Вы можете обратиться в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела по факту совершения насилия.

 

свернуть

Жестокое обращение с ребенком

ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С РЕБЕНКОМ

Настораживающие признаки

У детей, пострадавших от жестокого обращения, могут проявляться следующие физиче­ские и поведенческие признаки:

синяки под глазами либо ушибы на обеих сторонах головы или тела (случайные ушибы, как правило, обнаруживаются только на одной стороне головы или тела); часто появляющиеся увечья, такие как синяки, порезы, ожоги, особенно, если ребенок не в состоянии предоставить разумное объяснение их появлению; враждебное или агрессивное поведение ребенка;

пассивное, отчужденное, лишенное эмоций поведение ребенка и боязнь возвращаться домой или испытываемое им чувство страха по отношению к родителю (родителям); непристойные действия сексуального характера (с игрушками или другими предметами); замкнутость или чрезмерная привязанность к другим людям;

изменения характера; чувство незащищенности; регресс в сторону поведения, характерного для более раннего возраста (например, ребенок начинает мочиться в постель или сосать палец);

очевидное недоедание ребёнка, апатия или быстрое переутомление; случаи, когда ребенок занимается воровством или попрошайничает; не ухоженность ребенка, недостаточная личная гигиена, рваная и грязная одежда; ситуации, когда ребенок нуждается в очках, услугах стоматолога и других медицинских услугах, но долго их не получает;

случаи, когда ребенок часто пропускает школу или опаздывает на занятия;

ситуации, когда ребенок лишён надлежащего надзора;

ситуации, когда ребенок оставлен без надзора на длительный срок.

Вы должны знать, какие действия являются формами жестокого обращения с ребенком

при необходимости позвоните (см. «Куда обратиться за помощью»).

Как действовать

 

При поступлении сообще­ния о факте жестокого обра­щения с ребенком, данную семью посетит социальный педагог (и/или в отдельных случаях сотрудник мили­ции).

Они также проконсульти­руются со специалистами других служб, чтобы принять меры для оказания вам и вашему ребенку необходи­мой помощи.

Что говорить

 

Если у вас есть какие-либо сомнения относительно того, правильно ли вы сами (либо кто-то другой) обращаетесь с ребенком, об­ратитесь к специалистам за соответствующей консульта­ционной и психологической помощью.

 

 

Профилактика

 

Ребенок должен знать: как вести себя в ситуации возможной опасности; как ответить «Нет» на прось­бы взрослого, которые он не желает выполнять; что вы всегда внимательно его выслушаете, когда он рассказывает о своих опасе­ниях и переживаниях; к кому обратиться за по­мощью и как добраться до безопасного места в случае опасности.

Родители несут ответственность за безопасность ребенка.

При подтверждении подозрений в жестоком обращении с ребенком и/или неудо­влетворение его основных жизненных потребностей, специалисты служб защиты детства принимают необходимые меры.

При принятии решений по поводу случаев жестокого обращения требуется про­ведение тщательного социального расследования всех обстоятельств.

Специалисты служб защиты детства стремятся привлекать семьи к изучению ситуа­ции и оказанию необходимой помощи.

Наилучший уход ребенок может получить только в своей родной биологической семье.

Специалисты системы защиты детства принимают необходимые меры в ситуациях, когда родители не способны обеспечить ребенку защиту и сами нуждаются в помощи и поддержке. Специальная междисциплинарная команда специалистов проведет со­циальное расследование на основе полученной информации о фактах жестокого об­ращения и/или неудовлетворения основных жизненных потребностей в отношении ребенка с целью обеспечить его защиту.

Существует множество мифов о насилии в отношении детей. Реальность же такова:

1.Дети могут никому не рассказывать о совершенном против них насилии, даже тем, кому полностью доверяют.

Дети часто не в состоянии рассказать о том, что они были подвержены насилию, или понять, что с ними произошло. Однако родители или опекуны могут догадаться о слу­чившемся по определенным признакам.

2.Факты насилия над ребенком не всегда легко распознать.

Во многих случаях требуется проведение изучения случая насилия над ребенком и его семьи с целью выяснить все обстоятельства произошедшего и определить, какая помощь и защита необходимы в данном конкретном случае. В связи с этим, в некото­рых случаях требуется определенное вмешательство в семейную жизнь. Специалист проведет беседу с целью собрать информацию о положении, сложившемся в данной семье, выяснит, как часто имели место случаи жестокого обращения и насколько они были серьезны, а также какие последствия они имели для ребенка. На основе всех этих

факторов будет определено, какие меры должны быть приняты для обеспечения за­щиты ребенка и семьи.

По закону специалисты системы защиты детства обязаны проводить социальное расследование в отношении всех случаев жестокого обращения с детьми.

  1. Обеспечение защиты детей - обязанность не только профессионалов.

Не только специалисты соответствующих социальных служб несут ответственность за обеспечение защиты детей. Во многом успех их работы зависит от информации, полу­ченной от родителей, семей, других специалистов, и местных жителей, которым знакомы проблемы детей, проживающих на территории населенного пункта. Это позволяет ока­зать семье необходимую помощь, еще до того как ситуация существенно осложнится.

свернуть

Насилие со стороны сверстников

НАСИЛИЕ СО СТОРОНЫ СВЕРСТНИКОВ

Настораживаю­щие признаки

Дети могут убегать и не посещать занятия в школе. Они не всегда могут расска­зать вам о том, что происходит.

Обратите внимание на изменения в на­строении, поведе­нии, внешнем виде ребенка, происходя­щие по непонятным для вас причинам.

Также вы можете заметить следы уда­ров на теле ребенка, происхождение ко­торых он не может объяснить.

Как действовать

Обратитесь к класс­ному руководителю, чтобы заручиться его/ее поддержкой и добиться при­нятия необходимых мер.

Если насилие над ребенком соверша­лось вне пределов школы, обратитесь к родителям ребенка, причастного к это­му, и вместе найдите способ решения данной проблемы.

Что говорить

С насилием нельзя мириться.

Ребенку лучше уйти, обратиться к взрос­лому или другу и не вступать в драку.

Родители должны выслушать ребенка и всячески его под­держивать.

Профилактика

Говорите с ре­бенком о том, как прошел его день в школе.

С самого раннего возраста приви­вайте уважение к окружающим.

Объясните ребенку, что любые предрассудки и агрессивное поведение - недо­пустимы.

Ребенок имеет право не подвергаться насилию.

Насилие над ребенком со стороны сверстников - недопустимо.

Любой ребенок, независимо от возраста, может подвергнуться насилию со стороны сверстников.

Если вы подозреваете, что ваш ребенок подвергается насилию со стороны других детей, необходимо незамедлительно принять соответствующие меры.

Дети должны знать, как защитить себя и к кому обратиться за помощью.

Научите ребенка правилу «Беги, кричи и расскажи».

Пережить насилие со стороны сверстников очень страшно. Оно может привести к самоизоляции ребенка или полной потере уверенности в себе. Постоянные придирки и издевательства могут иметь долговременные негативные последствия, приводящие к депрессии и даже мыслям или действиям, ведущим к самоубийству.

 Учеба в школе - период в жизни ребенка, когда влияние сверстников имеет очень большое значение, и «быть как все» кажется чрезвычайно важным. Если по какой-то причине другие дети считают какого-то ребенка не таким как все, он может быть подвергнут постоянным насмешкам и издевательствам. Как это ни печально, но мы по-прежнему живем в обществе, где быть другим часто означает быть объектом для насмешек и издевательств (при этом дети зачастую копируют поведение родителей/ взрослых), что приводит к проявлению таких же предрассудков у следующего поколения. Очень важно быть готовым к тому, что ваш ребенок может подвергнуться насилию и уметь распознать признаки этого.

 Вы можете считать, что ваш ребенок никогда не станет жертвой насилия со стороны других детей, но в реальности это может произойти в любой момент с любым ребенком.

 Хулиганы, которые постоянно досаждают другим детям, также нуждаются в поддержке и помощи. Возможно, подобное их поведение - результат того, что им пришлось пережить сложные ситуации в семье. Сообщая об имеющихся у нас подозрениях в отношении таких детей, мы помогаем им получить необходимую помощь.

  • Насилие со стороны сверстников - это повторяющиеся оскорбления ребенка словом или действием, совершаемое одним человеком или группой лиц.
  • Насилие по отношению к ребенку со стороны сверстников может произойти в любом месте, но чаще всего это происходит в школе.
  • Насилие по отношению к ребенку со стороны сверстников может принимать различные формы, от словесного/эмоционального оскорбления до угрозы физического насилия.
  • Дети, причиняющие насилие, не всегда старше своих жертв.

 Если ребенок рассказывает вам о своем друге или каком-то другом ребенке, который подвергается насилию, внимательно выслушайте его и отнеситесь к этому серьезно. Возможно, ребенок, о котором идет речь, не может сам рассказать о том, что с ним происходит. Не бойтесь обратиться за помощью (см. раздел «Куда обратиться за помощью»),

 В школах должны применяться меры, направленные на предотвращение любых проявлений насилия над учащимися со стороны других учащихся. Однако одни лишь действия администрации школы не могут гарантировать успех, и здесь очень важно наладить взаимодействие школы и родителей.

 

свернуть

Советы родителям по профилактике жестокого обращения с детьми в семье

Уважаемые родители!

Прошу вас познакомиться со статьёй о жестоком обращении с детьми, отнеситесь внимательно к простым правилам, которые помогут вам в воспитании вашего ребёнка.

Советы

родителям по профилактике жестокого обращения с детьми в семье

 

В жизни человек встречается не только с добром, но и со злом, приобретает не только положительный, но и отрицательный опыт.

Добро лечит сердце, зло ранит тело и душу, оставляя рубцы и шрамы на всю оставшуюся жизнь.

Запомните эти простые правила в нашей непростой жизни...

  1. Обсудите с подростком вопрос о помощи различных служб в си­туации, сопряженной с риском для жизни.
  2. Проговорите с ним те номера телефонов, которыми он должен воспользоваться в ситуации, связанной с риском для жизни.
  3. Дайте ему ваши рабочие номера телефонов, а также номера теле­фонов людей, которым вы доверяете.
  4. Воспитывайте в ребёнке привычку рассказывать вам не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах.
  5. Каждую трудную ситуацию не оставляйте без внимания, анализи­руйте вместе с ним.
  6. Обсуждайте с ребёнком примеры находчивости и мужества лю­дей, сумевших выйти из трудной жизненной ситуации.
  7. Не иронизируйте над ребёнком, если в какой-то ситуации он ока­зался слабым физически и морально. Помогите ему и поддержите его, укажите возможные пути решения возникшей проблемы.
  8. Если проблемы связаны только с тем, что ваш ребёнок слаб физи­чески, запишите его в секцию и интересуйтесь его успехами.
  9. Если кто-либо из числа ваших знакомых и друзей вызывает у вас опасения в отношении вашего ребёнка, проверьте свои сомнения и не общайтесь больше с этим человеком.
  10. Не опаздывайте с ответами на вопросы вашего ребёнка по различ­ным проблемам физиологии, иначе на них могут ответить другие люди.
  11. Постарайтесь сделать так, чтобы ребёнок с раннего детства проявлял ответственность за свои поступки и за принятие решений.      
  12. Учите ребёнка предвидеть последствия своих поступков, Сформируйте у него потребность ставить вопрос типа: что будет, если?..
  13. Если ваш ребёнок подвергся сексуальному насилию, не ведите  себя так, как будто он совершил нечто ужасное, после чего его  жизнь невозможна.
  14. Не обсуждайте при ребёнке то, что произошло, тем более с посторонними и чужими людьми.                                                        
  15. Не формируйте у своего ребёнка комплекс вины за случившееся.
  16. Не позволяйте другим людям выражать вашему ребёнку сочувст­вие и жалость. Это формирует принятие им установки, что он не такой, как все.
  17. Дайте возможность своему ребёнку проговорить с вами самую трудную ситуацию до конца и без остатка. Это поможет ему осво­бодиться от груза вины и ответственности.

Эмоциональное насилие – длительная неадекватная реакция взрослых в ответ на экспрессивное поведение ребёнка.

Психологическое насилиедлительное неадекватное поведение взрослых, подавляющее личность ребёнка, его творческий и интеллектуальный потенциал.

Примеры эмоционального и психологического насилия:

  • запугивание ребёнка
  • ему внушают страх с помощью действий, жестов, взглядов,
  • используют для запугивания свой рост, возраст,
  • на него кричат,
  • угрожают насилием по отношению к другим (родителям ребёнка, друзьям,

животным и так далее).

  • использование силы общественных институтов
  • религиозной организации, суда, милиции, школы, спецшколы для детей, приюта, родственников, психиатрической больницы и так далее.
  • использование изоляции
  • контролируют его доступ к общению со сверстниками, взрослыми, братьями и сестрами, родителями, бабушкой и дедушкой.

Над ребёнком также совершают эмоциональное насилие, если: 

  • унижают его достоинство, 
  • используют обидные прозвища,
  • используют его в качестве доверенного лица,
  • при общении с ребёнком проявляют непоследовательность,
  • ребёнка стыдят,
  • используют ребёнка в качестве передатчика информации другому родителю (взрослому).

Над ребенком совершено экономическое насилие, если:

  • не удовлетворяются его основные потребности, контролируется поведение с помощью денег,
  • взрослыми растрачиваются семейные деньги,
  • ребёнок используется как средство экономического торга при разводе.

К ребенку относятся жестоко, если используют угрозы:

  • угрозы бросить его (а в детском доме - исключить и перевести в другое учреждение),
  • угрозы самоубийства, нанесения физического вреда себе или родственникам.  • используют свои привилегии: обращаются с ребёнком как со слугой, с подчиненным, 
  • отказываются сообщать ребёнку о решениях, которые относятся непосредственно к нему, его судьбе: о посещениях его родителями, опекунами, ребенка перебивают во время разговоров

Формы эмоционального, психологического и экономического насилия часто возводятся в ранг «системы воспитания», и бывает очень трудно скорректировать такую позицию людей, долг которых - забота, защита, опека, руководство, помощь и товарищество (это то, что должно вкладываться в понятие «воспитание»).

 

 

 

свернуть