Полезная информация

   Методические рекомендации для педагогов «Учусь исследовать вместе со школьниками»  

   

  1. Предложите школьникам вопросы по выбранной теме, на которые вы в состоянии без подготовки ответить самостоятельно.
  2. Постепенно перейдите к более сложным, «реальным» вариантам.
  3. Опирайтесь на простые, легко повторяемые эксперименты.
  4. Вначале попробуйте просто накапливать результаты опытов или наблюдений.
  5. В какой-то момент вам будет явно не хватать знаний. Честно признайтесь об этом ребятам и засядьте за книги.
  6. Один из важнейших элементов творческого подхода – постановка вопросов. Добейтесь, чтобы ребята не стеснялись спрашивать. Покажите, что всякий вопрос интересен.
  7. Предложите учащимся изложить полученные результаты исследования на бумаге. Это систематизирует их и ваше представление и выявит «белые» места в исследовании.
  8. Обязательно просматривайте и прослушивайте тексты докладов или публикаций, готовьте учащихся к внятному изложению своих мыслей в устной или письменной форме. Учите школьников дискуссии!
свернуть

Опросник для выявления одаренных школьников учителями и родителями

 

       Данный опросник предложенный А.А. Лосевой [37, с. 234 - 238] может быть использован для оценки одаренности учащихся педагогами и родителями. Опросник включает характеристики 10 сфер, где учащийся может проявить свои способности: интеллектуальная, академических достижений, творческая,               лите­ратурная, артистическая, музыкальная, техническая, двигательная, художествен­ная, социальная. Экспертам предлагается оценить по «четырехбальной» систе­ме характеристики указанных сфер проявления одаренности. Если какая-то ха­рактеристика присуща учащемуся в наивысшей степени, выставляется 5 бал­лов; 2 балла - самая низкая оценка. Далее вычисляется средняя арифметичес­кая для каждого испытуемого.

  1. Интеллектуальная сфера
  2. Высокая познавательная активность, мобильность.
  3. Быстрота и точность выполнения умственных операций.
  4. Устойчивость внимания.
  5. Оперативная память - быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.
  6. Навыки логического мышления: хорошо рассуждает, ясно мыслит, не пута­ется в мыслях.
  7. Богатство активного словаря.
  8. Быстрота и оригинальность вербальных (словесных) ассоциаций. Хоро­шо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и              след­ствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает причину поступков  других людей, мотивы их поведения.
  9. Выраженная установка на творческое выполнение заданий.
  10. Развитость творческого мышления и воображения.
  11. Владение основными компонентами умения учиться.
  12. Способность контролировать собственную творческую деятельность, повышенный темп умственного развития.

12.Возможность предвосхищения результата деятельности.

 

II.Сфера академических достижений

  1. Богатый словарный запас, использование сложных синтаксических струк­тур.
  2. Повышенный интерес к вычислениям, математическим отношениям.
  3. Повышенное внимание к явлениям природы, проведению опытов.
  4. Демонстрация понимания причинно-следственных отношений.
  5. Выражает мысли ясно и точно (устно и письменно).
  6. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением сво­их сверстников на год - два.
  7. Хорошая «моторная» координация, особенно между зрительным восприяти­ем и рукой (хорошо фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит).
  8. Чтение научно-популярной литературы доставляет большее удовольствие, чем чтение художественной.
  9. Не унывает, если его проект не поддержан или если его «эксперимент» не получился.
  10. Пытается выяснить причины и смысл событий.
  11. Уделяет много времени созданию собственных «проектов».
  12. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.

 

III. Творческая сфера

  1. Высокая продуктивность по множеству разных вещей.
  2. Изобретательность в использовании материалов и идей.
  3. Склонность к завершенности и точности в занятиях.
  4. Задает много вопросов по интересующему предмету.
  5. Любит рисовать.
  6. Проявляет тонкое чувство юмора.
  7. Не боится быть таким, как все.
  8. Склонен к фантазиям, к игре.

 

  1. Литературная сфера
  2. Может легко «построить» рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
  3. Придумывает что-то новое и необычное, когда рассказывает о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
  4. Умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
  5. Умеет передать эмоциональное состояние героев, их переживания и чув­ства.
  6. Умеет ввести в рассказы такие детали, которые важны для понимания события, о котором идет речь, и в то же время не упускает основной сюжетной линии. 

 

  1. Артистическая сфера
  2. Легко входит в роль другого персонажа, человека.
  3. Интересуется актёрской игрой.
  4. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
  5. Понимает и изображает конфликтную ситуацию, когда имеет возможность разыграть какую-либо драматическую сцену.
  6. Передаёт чувства через мимику, жесты, движений.
  7. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чём-либо с увлечением рассказывает.
  8. С большой лёгкостью драматизирует, передаёт чувства и эмоциональные переживания.
  9. Пластичен, открыт для всего нового, «не зацикливается» на старом. 

 

  1. Музыкальная сфера

1.Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии.

  1. Хорошо поёт.
  2. В игру на инструменте, в пение или танец вкладывает много энергии и чувств.
  3. Любит музыкальные занятия.
  4. Может петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо.
  5. В пении или музыке выражает свои чувства, состояния.
  6. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.
  7. Хорошо играет на каком – нибудь инструменте. 

 

VII. Техническая сфера

  1. Хорошо выполняет всякие задания по ручному труду.
  2. Интересуется механизмами и машинами.
  3. В мире его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей поездов, радиоприёмников.
  4. Может   легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек.
  5. Понимает причины «капризов» механизмов, любит загадочные поломки.
  6. Любит рисовать чертежи механизмов.
  7. Читает журналы и статьи о создании новых приборов и машин.

 

VIII. Двигательная сфера

  1. Тонкость и точность моторики.
  2. Развитая двигательно-моторная координация.
  3. Стремится к двигательным занятиям (физкультура).
  4. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
  5. Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры.
  6. В свободное время любит ходить в походы, играть в подвижные игры (хоккей, футбол, баскетбол и т. д.)

 

  1. Сфера художественных достижений
  2. Проявляет большой интерес к визуальной информации.
  3. Проявляет большой интерес к серьезным занятиям в художественной сфере.
  4. Рисунки и картины отличаются разнообразием сюжетов.
  5. Серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необыч­ную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь.
  6. Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-либо события), составляет оригинальные композиции (из цветов, рисунка, кам­ней, марок, открыток и т. д.).
  7. Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем.
  8. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т. д.).
  9. Прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
  10. Любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того, чтобы    изобра­жать события или вещи в трех измерениях в пространстве.
  11. Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми, может дать свою собственную оценку и попытается воспроизвести увиденное в своих работах.

 

  1. Социальная сфера
  2. Легко приспосабливается к новой ситуации.
  3. Всегда выполняет свои обещания, ответственен.
  4. Высокая общительность с окружающими.
  5. Стремится к доминированию среди сверстников.
  6. Сверстники обращаются за советом.

 

 

свернуть

Памятка по работе с высокомотивированными учащимися

 

  1. Предоставляйте возможность предельной самостоятельности учащимся.

Самые прочные знания - это те, которые добываются собственными усилиями.

  1. Постоянно уточняйте, углубляйте, расширяйте запас знаний.

Разбор олимпиадных заданий прошлых лет является наиболее эффективной формой работы.

  1. Задания, которые вы предлагаете учащимся к данному туру олимпиады, должны быть более высокого уровня сложности, чем потребуется, т.е. уровня последующего тура.
  2. Разрешайте и поощряйте множество вопросов.
  3. Обеспечивайте исследовательскую деятельность для учащихся.
  4. Создавайте ситуацию успеха.
  5. Определяйте вместе с учащимися тактику выполнения заданий на самой олимпиаде.

Рекомендации в помощь учителю по работе с высокомотивированными учащимися

  1. Отбор среди различных систем обучения тех методов, форм и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативы и творчества. Применение таких методов, форм и приемов предполагает выполнения определенных правил:      

1.1. Соотнести количество предоставляемой  информации и умение ее обрабатывать (анализировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, делать выводы).

1.2. Предоставлять возможность предельной самостоятельности учащимся. Самые прочные знания – это те, которые добываются собственными усилиями.

1.3. Постоянно уточняйте, углубляйте, расширяйте запас знаний учащихся. Работа над олимпиадными заданиями прошлых лет является наиболее эффективной формой работы.

1.4. Разрешайте и поощряйте множество вопросов.

1.5. Обеспечивайте исследовательскую деятельность для учащихся.

1.6. Создавайте ситуацию успеха.

1.7.Определяйте вместе с учащимися тактику выполнения олимпиадных  заданий.

  1. Проявление уважения к индивидуальности учащихся, что предполагает:

2.1. Понимание особенностей  развития высокомотивированного учащегося.

2.2. Создание ситуации продуктивного и эмоционально благоприятного взаимодействия с одноклассниками.

2.3. Освобождение от  ошибочных стереотипных ожиданий и понимание того, что интеллектуально развитый учащийся:

не обязательно имеет столь же высокую эмоциональную и социальную зрелость;

не всегда способен заниматься самостоятельно и нуждается в индивидуализации обучения и помощи;

может иметь некоторое отставание в физическом развитии;

не обязательно должен успевать и превосходить всех по большинству предметов школьной программы;

ему могут быть свойственны пассивность, отсутствие внешнего интеллектуального блеска, чрезмерная застенчивость.

  1. Формирование умения учиться как базисной способности саморазвития  (умения выделять учебную задачу, организовывать свою деятельность во времени, распределять внимание и т.д.).
  2. Обеспечение и сохранение душевного здоровья и эмоционального благополучия детей как необходимого условия успешности любой деятельности:

4.1. Забота о сохранении здоровья.     

4.2.Сохранение высокой самооценки учащихся.

4.3.Формирование системы приобретенных учебных мотивов.

4.4.Организация развивающей среды, стимулирующей любознательность учащихся и обеспечивающей возможность ее удовлетворения (лекции, кружки, экскурсии, пример взрослых).

 

свернуть

Совершенствование педагогической работы с одаренными учащимися

      Главная цель и своего рода «сверхзадача» работы с одаренными  детьми – это развитие у них творческой индивидуальности для обеспечения их потребности и способности к зрелой самоактуализации.

Задача школы – дать возможность ученику развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей.

При этом существует главное правило: никакого насилия над личностью ученика и принуждения.

Работая с талантливым учеником, учитель решает сразу три задачи:

- вводит ученика в сферу учебного материала

- создает атмосферу эмоционального комфорта

- выводит ребенка на высокопрофессиональный уровень

         Личность учителя является ведущим фактором обучения. Учитель для одаренного ребенка – это прекрасный учитель-предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет.

Рекомендации учителю:

          Опираться на психолого-педагогическую диагностику с учетом группы здоровья учащегося

          Учитывать карту интересов ребенка

Основной формой работы считать урок, для обеспечения наиболее полного усвоения знаний рекомендуется:

- при составлении плана-конспекта урока обязательно планировать работу индивидуально с каждым учеником с признаками одаренности

- подбирать индивидуальные задания с элементами творчества

- включать детей в группы консультантов при групповой форме работы

- использовать элементы технологии опережающего общения

- поощрять творческий подход в овладении знаниями

- учить рационально выполнять задания, использовать учебное время

- осуществлять дифференцированный подход к выбору домашнего задания

- осуществлять тренинг

- не скупиться на похвалу

- способствовать созданию в классном коллективе комфортного психологического микроклимата, направленного на принятие ребенка с признаками одаренности ученическим коллективом

Реализовать данную программу через различные формы работы:

- индивидуальная работа

- занятия по интересам, факультативные занятия, курсы по выбору

- кружковая работа

          В работе опираться на новейшие научные знания по своему предмету, на педагогический опыт и передовые инновационные технологии.

Поддерживать постоянный контакт с родителями:

- сообщать о результатах тестирования

- сообщать об успехах и затруднениях ребенка

- интересоваться материально-бытовыми условиями жизни ребенка, при необходимости, вовремя обратиться за помощью в социальные службы

Рекомендации родителям:

     1.Поддерживать интерес ребенка в области одаренности

  1. Помогать самореализации творческого потенциала ребенка
  2. Создавать дома условия для умственного и физического роста ребенка
  3. Стремиться к созданию в семье психологического комфорта, способствующего гармоничному и полноценному развитию личности
  4. Непременно интересоваться с педагогами по вопросам обучения и образования ребенка
  5. Консультироваться с педагогами по вопросам обучения и образования ребенка
  6. Не препятствовать интеллектуальному росту ребенка
  7. Заниматься оздоровлением ребенка
  8. Неуклонно следить за выполнением режима питания, рациональным использованием рабочего времени, соблюдением режима труда и отдыха
  9. Радоваться успехам ребенка и поддерживать его в случае неудач

 

 

свернуть

Рекомендации учителям по работе с одарёнными детьми

  1. Общение с одарёнными детьми требует от учителя гибкости мышления, творчества, профессионализма, позволяет чувствовать себя свободным в рамках школьной программы, предполагает творческую деятельность учителя и ученика.
  2. Работа с талантливыми детьми должна быть повсеместной, начиная с особого внимания к ним на уроках, продолжая эту работу в кружках, на факультативных занятиях, а так же используя индивидуально-групповые формы работы и консультации во внеурочное время.
  3. В классе, с детьми разного уровня развития, важно правильно организовывать работу  с «сильными» учениками, создать такую проблемную ситуацию, чтобы включить способных учеников самостоятельный творческий поиск. На каждом уроке готовить карточки повышенной трудности с олимпиадными заданиями или упражнениями, требующими нестандартного мышления.
  4. Привлекать способных творчески мыслящих учеников к сотрудничеству, предлагая им выступать в роли оппонентов.
  5. Чтобы включить в творческий процесс одарённого ученика необходимо создать проблемные ситуации, пусть не большие, но заставляющие удивляться, искать пути решения проблемы, применять имеющиеся знания в нестандартной ситуации, делать свои умозаключения. А это и есть творческий поиск, который ведёт к развитию творческого мышления.

Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. В таких индивидуальных программах должны согласовываться четыре взаимосвязанных аспекта обучения:

  • Высокий уровень обучения в области опережающего развития.
  • Развивающее обучение, соответствующее возрасту.
  • Коррекционное обучение в области имеющихся трудностей.
  • Адаптивное обучение, позволяющее обходить имеющиеся препятствия для достижения успеха в значимых для развития одаренности областях.

В идеале индивидуальные программы должны создаваться единой командой в составе родителей, психологов, педагогов и самого ребенка. На практике такое  едва ли достижимо, но, тем не менее, в ходе обучения все эти точки зрения должны приниматься во внимание с акцентом в большей степени на сильных, а не на слабых сторонах развития ребенка.

Учителю-предметнику в работе можно использовать следующие рекомендации:

  1. Составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности (гуманитарные, математические, естественно - научные, музыкальные и т.д.), психические особенности.
  2. Определить темы консультаций по наиболее сложным вопросам.
  3. Выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.).
  4. С ребенком обсудить:
  • название и план изучения темы
  • понятия и термины, которые он должен усвоить
  • список необходимой литературы
  • формы контроля
  • задания для самопроверки

Для фиксации результатов работы можно использовать таблицу:

  • дата и время консультаций
  • главные рассматриваемые вопросы
  • время работы с темой по программе
  • фактически затраченное время
  • дополнительные вопросы, не предусмотренные программой
  • невыясненные вопросы
  • причины отклонений от сроков.

 

свернуть

Организация работы по интеллектуально-творческому развитию учащихся учреждений общего среднего образования