Выпускник 2018

В Беларуси изменяются правила приема в учреждения высшего и среднего специального образования

Основными нововведениями являются возможность сдачи централизованного тестирования по четырем учебным предметам, расширение срока действия сертификатов ЦТ до двух лет, организация до трех резервных дней ЦТ. 

В соответствии с документом вводятся льготы для профильных классов педагогического направления при поступлении на педагогические специальности: зачисление на дневную бюджетную форму получения высшего педагогического образования выпускников таких классов по результатам собеседования, при этом срок последующей обязательной работы по распределению составит не менее пяти лет. 

Кроме того, созданы равные условия конкурса при поступлении на сельскохозяйственные специальности во все учреждения высшего образования. 

Для поступающих в сокращенный срок в учреждения высшего образования всех профилей предусмотрено два вступительных испытания по дисциплинам учебного плана среднего специального образования, определяемые приемной комиссией вуза. 

Также уточнены отдельные процедурные и технические вопросы приемной кампании. 

Изменения и дополнения в правила приема сохраняют сложившуюся систему приема в учреждения высшего и среднего специального образования, обеспечивают соблюдение разумного баланса интересов государственных органов - заказчиков кадров, учреждений образования, абитуриентов и их родителей, а также направлены на повышение конкурентоспособности учреждений профессионального образования республики и качества отбора наиболее подготовленных абитуриентов.

Указ Президента Республики Беларусь от 09.01.2017 № 4

Источник: Министерство образования Республики Беларусь 

Памятка для подготовки к экзаменам учеников

  1. Стресс – неотъемлемая часть самой жизни. От проблем сбежать невозможно. Им необходимо противостоять. Саморегуляция – "ключ к себе", т.е. без труда переключиться с одного вида деятельности на другой., контролировать отрицательные эмоции, переживания.
  2. Помнить, что экзамены для родителей тоже стресс, едва ли не больший, чем у вас.
  3. Четко распределить материал подготовки по дням. Составить режим дня, где будет указано время подготовки и отдыха., в каждом часе подготовки 10-15 минут активного отдыха. После 2,5-3 часов более продолжительный перерыв (20-30 минут). прогулка на воздухе 2-3 часа. Сон продолжительностью 9 часов.
  4. Ограничить просмотр фильмов, телепередач, увеличивающих и без того умственную нагрузку.
  5. Питаться вовремя, т.к. заниматься на голодный желудок недопустимо.
  6. Не засиживаться за учебниками  накануне экзаменов: отдохнуть и выспаться, чтобы голова была ясной.
  7. Соблюдай правила поведения на экзаменах.
  8. Не бойся! Сосредоточься! Начни с легкого! Проверяй! Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это не всегда реально.


Памятка родителям для подготовки к экзаменам

  1. Дети должны знать, что родители рядом, помогут и поддержат, что они не перестанут любить их, даже если результат окажется хуже, чем ожидался.
  2. Родителям желательно обсуждать результаты, потому что радость от высоких баллов или огорчение от низких тоже может привести к стрессу. Как только мы признаем негативную ситуацию, она потеряет силу и отступит.
  3. Не стоит постоянно говорить о победе на экзаменах, обещать за высокие баллы какие-либо блага, такими речами еще больше утешается отпрыск, который и так пребывает в состоянии стресса.
  4. Важно в это время отвлекать ребенка от негативных мыслей и юмор – лучшее "лекарство".
  5. Контролировать режим дня ученика, где правильно соблюдается подготовка к экзамену, отдых, сон (9 часов).
  6. Обеспечить хорошо сбалансированное питание. Было бы хорошо готовить любимые блюда своего ребенка, с большим количеством овощей и фруктов. 

 



Информация по снятию психологического  напряжения, по предупреждению стресса

Экзамены в школе, ЦТ – реальность в нашем образовательном процессе. Проблема подготовки к нему – это поле деятельности не только для школьников и педагогов, но и для родителей. В ходе родительских собраний и индивидуальных бесед с родителями старшеклассников пап и мам можно и нужно подготовиться к экзаменам. Но более сильным стрессам подвергаются учащиеся 9 класса, т.к. для них это первая в жизни такая проверка знаний, поэтому учащихся 9 класса и их родителей следует подготовить психологически более тщательно.

Режим дня, по мнению психологов, во время подготовки к экзаменам определяет физическое и психологическое состояние школьников во время подготовки к экзаменам, т.к. они требуют большого напряжения сил, ясной мысли, смекалки. За учебники лучше садиться в дневное время, когда работоспособность наиболее высокая. Завтрак обязателен. Лучше начинать в 8.30 и делать перерывы для отдыха на 10-15 минут каждый час. Отдых должен быть активным: встать, походить, можно сделать несложную работу по дому. После 2,5-3 часов работы нужно сделать более продолжительный перерыв (20-30 минут) для приема пищи, после чего можно позаниматься часа 3. Потом обед и отдых, лучший вариант – прогулка на свежем воздухе не меньше 2-3 часов.

Некоторые считают, что музыка, шум разговоры не мешают им во время занятий. Но на самом деле это не так: утомление в этом случае наступает гораздо быстрее. Продуктивная умственная деятельность возможна только во время тишины.

Желательно избегать просмотра фильмов и телепередач, потому что они увеличивают и без того большую умственную нагрузку.

Во время экзаменов спать нужно не менее 9 часов.. Желательно при открытой форточке, чтобы обеспечить полноценный отдых и восстановить трудоспособность. Короткий сон истощает нервную систему и приводит к сонливому состоянию.

Принимать перед экзаменом транквилизаторы для снятия волнения нельзя, т.к. таблетка может очень подвести, потому что снижает внимание и ухудшает память. К тому же известно, что настоящее предэкзаменационное волнение мобилизует скрытые резервы организма, повышает его возможности.

Накануне экзамена лучше прекратить занятия в середине дня, своевременно лечь спать и хорошо выспаться, чтобы прийти на экзамен с ясной головой и хорошей памятью.

На экзамен нужно явиться точно в назначенное время. После сдачи одного экзамена не следует сразу же начинать подготовку к следующему. Остаток экзаменационного дня – время для разрядки, снятия напряжения, восстановления сниженной работоспособности.

Для сохранения сил и энергии важную роль играет правильное питание. Заниматься на голодный желудок недопустимо. Особенно важное значение имеют овощи и фрукты.

Морковь особенно облегчает заучивание чего-нибудь, стимулируя обмен веществ в мозге.

Репчатый лук помогает при умственном переутомлении, улучшает снабжение мозга кислородом.

Орехи укрепляют нервную систему, стимулируют деятельность мозга.

 

Упражнения для снятия стресса

  1. Напрягать и расслаблять лобные мышцы на 10 секунд в каждом состоянии. Режим постоянно ускорять. Повторять до снятия напряжения.
  2. Если вы чувствуете, что теряете самообладание, то этот комплекс можно выполнить прямо на месте, незаметно для окружающих. Нужно сильно, как можете, напрячь и затем расслабить: пальцы ног; ступни ног и лодыжки; колени; бедра; ягодичные мышцы; живот; спину и плечи; кисти рук; предплечья; шею; лицевые мышцы. Посидеть спокойно несколько минут, наслаждаясь полным покоем. Когда вам покажется, что вы медленно плывете, – вы полностью расслабились.

 

Приемы психологической защиты

  1. Переключение. Начинайте думать о чем-нибудь полезном, приятном, что снимает неприятное переживание.
  2. Разрядка (физическая работа, игра, любимые занятия).
  3. Накопление радости. Вспоминайте события, вызывающие даже маленькую радость.
  4. Состояние успеха (вспоминайте свои былые успехи, победы над своей ленью). Очень часто, после полутора часов нахождения на экзамене, наступает момент, когда кажется, что уже все написано и сделано, хочется сдать работу и уйти. важно не поддаться этому желанию. Можно вспомнить любое стихотворение, успокоиться и продолжить работу.

Рекомендации учащимся для подготовки к выпускному экзамену по математике

 

 Не секрет, что успешнее сдает экзамен тот, кто

  • в полном объеме владеет материалом;
  • хорошо знаком с процедурой проведения экзамена;
  • психологически готов к экзамену и адекватно реагирует на нестандартные ситуации.
  1. Примеры и задачи, предлагаемые на письменном экзамене по математике составлены так, что их невозможно решить без хорошего усвоения теории. Поэтому при подготовке к экзаменам учащимся необходимо повторить основные вопросы теории:

 

11 класс:

 преобразование тригонометрических выражений;

 решение тригонометрических уравнений и неравенств;

 производная, применение производной к исследованию функций; иррациональные уравнения;

показательные уравнения и неравенства;

логарифмические уравнения и неравенства;

 параллельности и перпендикулярности прямых и плоскостей; многогранники, их виды и  свойства ( объемы и площадь поверхности);

тела вращения (объемы тел, площади поверхностей тел);

 функции;

преобразование выражений.

 

9 класс:

 действия с десятичными и обыкновенными дробями;

 преобразования выражений, содержащих квадратные корни; тождественные преобразования выражений с использованием формул сокращенного умножения;

 преобразование тригонометрических выражений, решение целых и дробно-рациональных уравнений;

 решение задач, решаемых с помощью уравнений;

решение систем уравнений;

решение линейных и квадратичных неравенств и их систем;

 функции: линейная, квадратичная, обратная пропорциональность, у = х. прогрессии;

 перпендикулярность и параллельность прямых на плоскости; их признаки и свойства;

признаки равенства треугольников;

признаки подобия треугольников;

 формулы для вычисления площади треугольников;

теоремы Пифагора, синусов и косинусов;

 окружность и ее свойства;

свойства четырехугольников; формулы для вычисления их площади; правильные многоугольники и их свойства.

 

          После повторения каждого вопроса теории нужно прорешать ряд примеров и задач средней трудности.  Все непонятные вопросы и нерешенные примеры выписать в тетрадь и обратиться с ними на консультации к учителю или посоветоваться с товарищами. Особое внимание нужно обратить на оформление решений задач, обоснование основных положений, затронутых в примерах и задачах.

          При решении уравнений и неравенств не забывать указать область определения.

 

  1. Некоторые советы учащимся во время экзамена:

 

1.    Анализ экзаменационных работ показывает, что ошибка, сделанная в самом начале выполнения задания, влечет за собой другие, что приводит к неверному итоговому результату. Не спешите!

 

2.   Будьте внимательны: вдумчиво прочитайте условие и четко определите, что от вас требуется!

 

3.   Некоторые учащиеся много времени тратят  на подробное решение  первых несложных заданий , в результате последние задания либо решаются наспех, либо не решаются вообще в связи с нехваткой времени. Возьмите с собой часы, планируйте время!

 

4.    Экзаменационные работы часто сдаются без проверки, поэтому в них содержится немало ошибок, которые можно было бы устранить самостоятельно. Будьте внимательны!


Выписка

из Правил проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования

(утверждены постановлением Министерства образования Республики Беларусь  

20 июня 2011 г. № 38)

 

48. Выпускные экзамены проводятся по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования (далее – выпускные экзамены).

 

71. Выпускные экзамены по учебным предметам, которые проводятся в письменной форме, начинаются с 9.00.

72. По завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования на проведение выпускных экзаменов по учебным предметам, которые проводятся в письменной форме, отводится:

4 астрономических часа – по учебному предмету «Математика»;

1 астрономический час – по учебным предметам «Белорусский язык», «Русский язык».

73. По завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования на проведение выпускных экзаменов по учебным предметам, которые проводятся в письменной форме, отводится:

5 астрономических часов – по учебному предмету «Математика»;

4 астрономических часа – по учебным предметам «Белорусский язык» и «Русский язык».

74. На выпускные экзамены учащимся не разрешается приносить тетради, учебники, учебные и справочные материалы.

75. При сдаче выпускных экзаменов учащимся выдаются листы бумаги со штампом учреждения образования для выполнения письменной работы или подготовки к устному ответу.

76. Учащиеся, выполнившие письменную работу, сдают ее вместе с черновиком экзаменационной комиссии. Учащиеся, которые не выполнили письменную работу в отведенное время, сдают ее незаконченной.

77. Для подготовки к ответу на выпускном экзамене по учебному предмету, который проводится в устной форме, учащемуся отводится не более 30 минут.

Члены экзаменационной комиссии слушают ответ учащегося по вопросам билета, о результатах выполнения практических заданий, не прерывая его ответа. Учащемуся могут быть предложены дополнительные вопросы в пределах учебного материала, предусмотренного билетом.

В случае, если учащийся не ответил по билету, экзаменационная комиссия может по его просьбе разрешить ответить по другому билету. При этом в протокол выпускного экзамена вносится соответствующая запись. Вопрос о снижении отметки учащемуся в этом случае решает экзаменационная комиссия.

78. На выпускных экзаменах по учебным предметам, которые проводятся в устной форме, учащиеся могут пользоваться картами, таблицами, моделями, схемами, муляжами, калькуляторами, лабораторным оборудованием, аудиовизуальными средствами (репродукциями, слайдами, фонозаписями), а также не более пяти минут – текстами художественных произведений, которые необходимо отвечать наизусть.

79. Письменные работы учащихся после завершения выпускных экзаменов хранятся в сейфе у руководителя учреждения образования и выдаются им для проверки экзаменационным комиссиям. Проверка экзаменационных работ осуществляется в учреждении образования.

81. Отметки, полученные учащимися на выпускных экзаменах, которые проводятся в устной форме, объявляются учащимся после окончания выпускных экзаменов, а в письменной форме – не позднее чем за один день до проведения следующего выпускного экзамена.

82. По учебным предметам, по которым проводятся выпускные экзамены, экзаменационная комиссия выставляет кроме экзаменационной отметки итоговую отметку с учетом годовой и экзаменационной отметок.

Итоговая отметка выставляется:

на уровне экзаменационной отметки за выпускной экзамен, если положительная годовая отметка ниже экзаменационной;

на уровне годовой, если положительная экзаменационная отметка ниже годовой.

В случае, если разница между годовой и экзаменационной отметками составляет два и более балла, итоговая отметка выставляется как среднее арифметическое экзаменационной и годовой отметок.

При получении экзаменационной отметки 0 баллов не может быть выставлена положительная итоговая отметка.

83. В случае разногласий между членами экзаменационной комиссии в оценивании письменной работы либо устного ответа учащегося, а также при выставлении итоговой отметки вопрос решается большинством голосов с обязательной записью в протокол выпускного экзамена мнений членов комиссии, которые не согласны с выставленной отметкой. При равном количестве голосов преимущество отдается предложению в пользу учащегося.

Окончательное решение по спорным вопросам принимается отделом (управлением) образования местного исполнительного и распорядительного органа по месту нахождения учреждения образования.

88. В отдельных случаях (оздоровление, лечение, переезд на новое место жительства и др.) сроки проведения выпускных экзаменов на основании заявлений законных представителей могут быть изменены учреждением образования по согласованию с отделами (управлениями) образования местных исполнительных и распорядительных органов по месту нахождения учреждения образования, но не раньше 15 мая и не позднее 10 июля.

89. Учащиеся, которые заболели в период проведения выпускных экзаменов и выздоровели до их окончания, сдают пропущенные выпускные экзамены до 10 июля. В случае продолжения заболевания они могут сдавать выпускные экзамены в сроки, указанные в пункте 91 настоящих Правил.